Как регламентируется время продажи алкоголя

Время продажи алкоголя регламентируется нормативными актами разных уровней. Федеральные нормативы определяют общие правила продажи алкоголя, региональные — дополняют и уточняют порядок торговли алкогольной продукцией в соответствии с особенностями данной территории.

Зачем нужны временные ограничения

Ограничение времени продажи алкоголяПьянство — это гибель человека, беда для его семьи, ущерб для экономики, проблемы для общества. Однако производство и продажа алкоголя — это доходный бизнес и стабильные поступления в бюджет. Государство как регулятор общественной жизни маневрирует между двумя аспектами алкогольного бизнеса: коммерческой выгодой и социальным злом.

Попытки полностью запретить производство и продажу алкоголя ни к чему хорошему не привели. Человек упорствует в своем праве на употребление напитков, затуманивающих разум. В США введение сухого закона породило поединок государства с народом и привело к возникновению самой сильной в мире мафии. И как не быть сильной, если от незаконной продажи алкоголя шли нескончаемым потоком огромные деньги. А народ в это время осваивал премудрости самогонного дела.

Во всем мире извлекли уроки США, и пошли по пути полного запрета сильных наркотиков и ограничений на продажу наркотиков слабых, к коим относятся алкоголь и никотин. Подобные сложные, а порой и противоречивые ограничительные меры призваны уменьшить количество выпитого спиртного и, как следствие, снизить потери общества от разрушенных семей, утраченного здоровья, совершенных преступлений, преждевременных смертей, пожаров, аварий и прочих бедствий, причинами которых являются люди, одурманенные алкоголем.

Какие бывают ограничения

Любые ограничения в области продажи спиртного можно разделить на следующие категории:
Запрет на продажу алкоголя вблизи учебных заведений

  1. В пространстве. Они касаются, прежде всего, запретов продажи алкогольной продукции вблизи образовательных, медицинских и иных учреждений.
  2. По видам продукции. Правила этой категории регламентируют деятельность продавцов по степени крепости напитка. Существует деление продуктов на спиртосодержащие и алкогольные. Спирт есть даже в квасе и кефире, но алкогольным считается напиток, в котором содержание этилового спирта превышает 0,5% от объема готовой продукции.
  3. По цене. Алкоголь относится к акцизным товарам. С помощью различных механизмов государство регулирует цены на тот или иной вид продукции, находя золотую середину между обеспечением доходов в бюджет и потребностями населения в расслабляющих напитках.
  4. По времени. Это самая распространенная форма регламентации. Она позволяет ограничить потребление алкоголя в определенное время.

Смысл регламентации продажи алкоголя по времени

Ограничения по времени делятся на две категории: имеющие временный и постоянный характер. Примером временных мер являются ограничения в определенный день.

Постоянные ограничения заключаются в запрете на продажу алкоголя после определенного времени. Чаще всего запрет распространяется на торговлю ночью.

Логика этого запрета не всем понятна, ведь большинство людей не работают ночью, так почему бы им не выпить в свободное время. Гораздо понятней был бы запрет на продажу спиртного в период работы большинства учреждений, то есть с 8 утра до 17-18 вечера.

Суть ограничений продажи по времени носит четкий социальный характер. Логика подобной регламентации заключается в следующем:
Запрет на продажу алкоголя ночью

  1. В рабочее время ответственность за борьбу с пьянством государство перекладывает на работодателей. Именно они в большей степени заинтересованы в трезвых работниках.
  2. Ночное время относится к категории социально-опасных периодов. Именно ночью происходит большинство тяжелых правонарушений, совершенных на почве алкогольного опьянения.

После 10 вечера и позже за водкой в магазин бегают обычно те, кому не хватило для полного завершения развлекательной программы застолья. Еще одна бутылка водки часто оказывается лишней. В результате дополнительная программа увеселений заканчивается драками, шумом в ночное время, замерзанием на улице и другими проблемами для потребителей спиртного, их семей и окружающих.

Кроме того, под покровом ночи активизируются пьяные водители. Несмотря на то, что сотрудники автоинспекции работают круглосуточно, пьяные автолюбители чаще всего встречаются на дорогах именно в вечернее и ночное время.

  1. Ночью у торговых точек больше возможностей работать с нарушением нормативов. Всевозможные инспекции посещают учреждения в рабочее время, то есть в том самый момент, когда торговля спиртным наиболее активна. В ночное время зачастую расцветает торговля некачественными напитками.

Таким образом, ограничения по времени направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности граждан на личностном и общественном уровнях.

Нормативные основы ограничений времени продажи алкоголя

Запрет на продажу алкоголя во время некоторых праздниковФедеральное законодательство, направленное на регламентацию продажи алкоголя, стало формироваться уже в двухтысячных. После разгульных 90-х, когда бесконтрольная торговля спиртным уносила жизни россиян тысячами, а то и миллионами, ужесточения вводились в несколько этапов.

В 1995 году вышел в свет Федеральный закон N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции». Однако регламентация розничной продажи алкоголя во времени в первой редакции закона не нашла должного отражения.

В результате введения многочисленных поправок, доработок и редакций, законодатели пришли к ныне действующему варианту нормативных ограничений.

Абзац 1 пункта 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 218-ФЗ, действующего с 22.06. 2011 г., не допускает розничную продажу алкоголя в ночное время.

Запрет определяется интервалом с 23 часов вечера до 8 часов утра по местному времени.

Ограничение продажи алкголя на законодательном уровнеФормулировка закона однозначная, не допускающая иных толкований. Это означает, что региональные власти могут только увеличивать данный временной интервал, но продавать алкоголь после 23 часов не имеет право никто на всей территории России. Именно это время и является ключевым, поскольку покупать алкоголь рано утром стремятся немногие.

Право дополнительной регламентации на местах дано абзацем 2 пунктом 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ. Согласно этому нормативу, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные ограничения по времени, условиям и месту розничной продажи алкоголя, включая полный запрет на его реализацию.

Исключения из правил или где можно взять алкоголь ночью

Любой закон всегда предусматривает исключения и оговаривает детали. Строгость ограничений временных рамок продажи алкогольной продукции компенсируется отдельными разрешениями.

На законных основаниях продают алкоголь организации и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере общественного питания. Иными словами, можно прийти в ресторан или кафе и купить бутылку алкогольного напитка. Правда, на вынос там обычно не торгуют, но исключения из этого правила сделать просто. Это будет гораздо дороже, но когда потребности становятся страстью, человек редко руководствуется разумом.

Продажа алкоголя в ночное время в заведениях общественного питанияКроме того, есть такие торговые точки, которые осуществляют свою деятельность через магазины беспошлинной торговли. На них ограничения закона N 171-ФЗ не распространяются.

Есть и еще один способ приобрети алкоголь после 23 часов. Его можно заказать по интернету. Закон плохо контролирует эту новую форму торговли. Однако экспресс-доставка заказа доступна не везде. В деревнях и маленьких городах люди находят выход из ситуации своими, оригинальными способами.

Ограничения в регионах

Казалось бы, запрет на торговлю спиртным с 23.00 до 8.00 является достаточным для того, чтобы обеспечить здоровье пьющим и покой не пьющим гражданам. Однако страна у нас большая, и ситуации на местах могут быть самые разные.

Закон дает большие полномочия региональным органам власти в определении ограничений на продажу алкоголя, и власть этим пользуется.

Идеи введения сухого закона обычно не приживаются, хотя реализовать полный запрет на продажу горячительных напитков на некоторое время удается во многих регионах.

Например, на 1 июня 2016 года в Хабаровске был введен полный запрет на продажу любых алкогольных напитков, включая пиво. Предприниматели роптали, но закон не нарушали.

Возможность ужесточения запретов на региональном уровненВ Санкт-Петербурге запрет на торговлю алкоголем существенно расширен по сравнению с федеральной нормой. Здесь нельзя продавать спиртное в период с 22.00 до 11.00. Так что жители культурной столицы находятся под действием сухого закона целых 12 часов.

В Архангельской области алкоголь не продается уже после 21.00. Утром его реализация начинается тоже позже общероссийского уровня — в 10.00.

В Краснодарском крае и Калининградской области сухой закон действует с 22.00 до 10.00, то есть 11 часов.

На рубеже 2014-15 годов во Владимирской области под запрет попали любые напитки, крепость которых превышает 16,5 градуса. Такое ограничение продержалось 10 дней перед Новым Годом, изрядно подпортив предпраздничную торговлю местным предпринимателям.

Желание руководителей разных регионов запретить продажу алкоголя полностью совпадает обычно в один день. Практически повсеместно не продают алкоголь во время школьных выпускных праздников. Пойти на такие меры власти вынуждены после череды событий, связанных с изменившимися традициями праздновать переход во взрослую жизнь псевдо-взрослыми поступками.

Мнения по поводу эффективности ограничительных мер расходятся. Больше всего недовольны строгостью действий предприниматели, возмущаются часто и рядовые потребители возбуждающих напитков.

Однако ориентироваться на подобные возмущения нельзя. Ведь разумные ограничительные меры спасают жизни, здоровье, семьи и деньги. К сожалению, это спасение не отражается в статистике и сводках, но каждый разумный человек должен об этом помнить.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Комментарии и отзывы